Архиереи
................................................................................................
ОСТРОВИДОВ Константин (Виктор) Александрович, родился 20 мая 1896 в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губ., в семье псаломщика. Окончил Камышинское духовное училище, в 1899 – Саратовскую духовную семинарию, в 1903 – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Студентом академии принял монашеский постриг с именем Виктор, в 1903 – рукоположен во иеромонаха, назначен настоятелем Свято-Тихоновского подворья в Хвалынске, с 1904 – член Иерусалимской духовной миссии, к 1909 – ее старший иеромонах, 13 января назначен смотрителем Архангельского духовного училища. С 15 октября 1909 – насельник Александро-Невской лавры, с ноября 1910 – назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря, возведен в сан архимандрита. С 17 сентября 1918 – наместник Александро-Невской лавры. 15 декабря 1919 – хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В мае 1920 – арестован «за агитацию против медицины», приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей, в ноябре – освобожден; в этом же году – епископ Слободский, викарий Вятской епархии. С апреля 1921 – назначен временно управляющим Томской епархией, с 14 сентября 1921 – епископ Глазовский, викарий Вятской епархии. 25 августа 1922 – назначен епископом Орловским, викарием Вятской епархии, временно управляющий Глазовским викариатством. 26 августа арестован в Вятском Трифоновом монастыре «за распространение нелегальных воззваний патриарха Тихона, Ярославского Агафангела и "Братства ревнителей православия"», этапирован в Москву. 23 февраля 1923 – приговорен к 3 годам ссылки в Сибирь и отправлен в Нарымский край. В феврале 1926 – освобожден из ссылки, вернулся в Вятку. 14 мая 1926 – арестован «за неподчинение расспоряжениям Советской власти и агитацию в среде верующего населения губернии против существующего государственного строя», отправлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. 20 августа приговорен к высылке на 3 года с запрещением проживания в шести главных городах и Вятке с прикреплением к определенному месту жительства, 24 августа освобожден из тюрьмы и отправлен в Глазов Вотской автономной области. С осени 1926 – епископ Ижевский и Воткинский, временно управляющий Вятской епархией. В июле 1927 – назначен епископом Шадринским, временно управляющий Свердловской епархией, но к месту назначения не выехал. В ноябре 1927 – официально объявил об отделении от митрополита Сергия (Страгородского), возглавил оппозицию духовенства и мирян в Вятской и Воткинской епархиях, находился в тесной связи с "иосифлянами". 23 декабря уволен от управления Шадринским викариатством и Свердловской епархией, запрещен в священнослужении «за раздорническую деятельность». С начала 1928 – управлял Вятской епархией, составил и предал гласности несколько посланий против митрополита Сергия. 4 апреля 1928 – арестован в Глазове, отправлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинялся в «систематическом распространении антисоветских документов, им составляемых и отпечатываемых на пишущей машинке». 18 мая приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения; работал там бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в тайных богослужениях заключенных-иосифлян. Весной 1930 – переведен в Беломоро-Балтийский ИТЛ (командировка Май-Губа), в начале 1931 года – на командировку Новая Биржа, 10 апреля приговорен к 3 годам ссылки в Северный край и отправлен в село Усть-Цильма (Коми область). 13 декабря 1932 – арестован по групповому делу и этапирован в Сыктывкар, В протоколе допроса от 22 декабря отметил: «По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха "Тихона", обновленчества и сергиевщины не признаю». 10 мая – срок ссылки увеличен на 3 года, отправлен в село Нерица Усть-Цилемского района. На новое место поселения святитель добирался через Архангельск, где прожил около двух недель. Встречался с архиепископом Серафимом (Самойловичем) и духовенством ИПЦ. 29 августа 1933 – написал послание верным чадам Святой Православной Церкви в отношении митрополита Сергия (Страгородского) и июльской декларации 1927 года, в котором объявил: «Ряд увещаний архипастырей, богомудрых отцов и православных мужей Церкви в течение многих лет не принесли пользы, не привели митр<ополита> Сергия к сознанию содеяннаго им греха и не возбудили в его сердце раскаяния, а потому мы, по благодати данной нам от Господа нашего Иисуса Христа, <…> объявляем бывшаго митр<ополита> Сергия лишенным молитвеннаго общения с нами и всеми верными Христу и Его Св<ятой> Православной Церкви и предаем его Божиему Суду…» Весной 1934 – послание епископа Виктора было выслано в адрес митрополита Сергия почтой. 23 февраля 1934 – обратился в Политический Красный Крест, в Москву, с просьбой о пересмотре последнего приговора. В этом заявлении владыка писал, что в 1928 году приговорен к 3 годам концлагерей «за отказ от признания известной декларации митрополита Сергия <Страгородского> и отказа от него как главы Правосл<лавной> Церкви. <…> В прошлом году четыре бывш<их> священника, сергияне, с которыми я не был знаком, устроили надо мною шантаж, объявив меня соучастником какой-то их мифической организации». 2 мая 1934 – скончался в селе Нерица, похоронен на местном кладбище. В 1981 году решением Архиерейского Собора Русской православной церкви заграницей канонизирован в лике священномученика. 1 июля 1997 – обретены его нетленные мощи, отправлены в Москву, а 2 декабря 1997 – состоялось перенесение мощей в Свято-Троицкий Макариевский женский монастырь в Кирове. В августе 2000 – причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (М. П.). C 2005 – мощи находятся в Вятском Спасо-Преображенском женском монастыре.
.....................................................................................................
САМОЙЛОВИЧ Семен (Серафим) Николаевич, родился в 1881 в городе Миргороде Полтавской губ., в семье псаломщика. В 1896 – окончил Лубенское духовное училище, в 1902 – Полтавскую духовную семинарию. В 1902 – отправился в Алеутско-Аляскинскую епархию миссионером, с 1 августа определен учителем Уналашкинской миссионерской школы; с 1 июля 1905 – учитель двухклассной миссионерской школы в городе Ситка. 25 сентября 1905 – принял монашеский постриг с именем Серафим, 2 октября – рукоположен во иеродиакона. 25 марта 1906 – посвящен в сан иеромонаха, 1 августа назначен настоятелем Нугекского прихода и начальником Нугекской духовной миссии. 25 марта 1908 – определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. 4 октября 1908 – освобожден от должности по состоянию здоровья, вернулся в Россию. Служил в Ярославской епархии, с 25 мая по 25 августа 1909 – помощник миссионера Владикавказской епархии. С 1 сентября 1909 – духовник Александровской духовной семинарии в городе Ардоне (Осетия), недолго исполнял обязанности инспектора семинарии. 13 апреля 1910 – назначен наместником Могилёво-Братского монастыря, но принять управление монастырем не успел. В начале мая назначен наместником Толгского монастыря, в период 13-28 мая прибыл туда (провел в монастырь телефонное сообщение, привел в порядок монастырскую пристань, добился ремонта церковной утвари). Весной 1912 – стал Действительным членом Ярославского комитета Православного миссионерского общества, принял участие в его правлении. 11 мая 1912 – возведен в сан игумена. 29 сентября 1913 – открыл школу пчеловодства и огородничества для обучения детей за счёт монастыря и благотворителей; при школе был приют. В 1914 – с началом Первой мировой войны при монастыре открыт лазарет для раненых. 23 сентября 1915 – назначен настоятелем Угличского Покровского монастыря; 29 июня 1916 – возведен в сан архимандрита. С 15 февраля 1920 – епископ Угличский, викарий Ярославской епархии. В июле 1922 – арестован и заключен в Ярославскую тюрьму, вскоре освобожден. До 15 января 1924 – временно управлял Харьковской епархией. В начале 1924 – назначен временно управляющим Ярославской епархией. 18 мая 1924 – арестован, но через три месяца освобожден. В этом же году патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа. 12 апреля 1925 – подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому). В период 1925-1926 – несколько месяцев руководил Ярославской епархией. 29 декабря 1926 – вступил в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя, де-факто возглавив управление Патриаршей Церкви. В марте 1927 – вызван в Москву, арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Через три дня освобожден и выслан обратно в Углич. В апреле 1927 – передал полномочия Заместителя местоблюстителя освобожденному митрополиту Сергию (Страгородскому). 6 февраля 1928 – подписал обращение с осуждением Декларации митрополита Сергия. 17 февраля 1928 – арестован и выслан в Могилев, находился в заключении в Буйничском Свято-Духовом монастыре. 11 апреля 1928 – уволен от управления Угличским викариатством, причем, в случае примирения с Сергием был предложен сан митрополита; ответил: «Предпочитаю страдать за Церковь». В мае 1928 – принято решение предать его каноническому суду, запретить временно священнослужение в Ярославской и Московской епархиях и потребовать в месячный срок выразить послушание митрополиту Сергию и его Синоду. В мае 1928 – направил новое послание Сергию, повторяющее основные мысли предыдущего; назначений на церковные должности от митрополита Сергия не принимал. 20 января 1929 – написал "Послание", в котором продолжал обличать политику митрополита Сергия. 2 марта 1929 – арестован в Буйничском монастыре; 14 марта ему было предъявлено обвинение «в распространении антисоветских документов». 17 мая 1929 – приговорен к 3 годам заключения и этапирован в Соловецкий лагерь особого назначения; на строительных работах, поднимая кирпичи, упал с лесов и сломал рёбра, они плохо срослись, это сделало его инвалидом. Осенью 1930 – отправлен на строительство Беломорканала. Осенью 1931 – переведен на "материк" на командировку "Новая биржа" около Май-Губы, был на инвалидных работах. В январе 1932 – направлен в ссылку в город Козьмодемьянск, возглавил там тайную Церковь. 29 декабря 1933 – арестован как «руководитель контрреволюционной ячейки Всесоюзной организации "И<стинно>-П<равославная> Ц<ерковь>"». 8 июня 1933 – приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Архангельск. 4/17декабря 1933 – подготовил «Деяние», в котором писал: «Лично же я считаю, что м<итрополит> Сергий <Страгородский> узурпировал власть, учинил раскол, впал в ересь и отступил от исповедничества Православия <…> Объявляем м<итрополита> Сергия <…> лишенным молитвенного общения с нами и со всеми православными епископами Русской Церкви». Весной 1934 – выслал митрополиту Сергию текст «Деяния» почтой. 21 мая 1934 – вновь арестован и спецконвоем доставлен в город Иваново. Обвинялся в том, что являлся «вдохновителем контрреволюционной организации ИПЦ в северо-западных районах Ивановской промышленной области». 1 июня 1934 – приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в Сусловское отделение Сиблага. 28 октября 1937 – арестован, 4 ноября приговорен к высшей мере наказания и 9 ноября расстрелян.
..........................................................................................
Архимандриты, игумены, игумении и схиигумении
...............................................................................................
ДЕМИДОВА Анна (Феофания) Прохоровна, родилась в 1869 в починке Макаровский Яранского уезда Вятской губ. Образование низшее. Поступила в монастырь, позднее приняла монашеский постриг, затем возведена в сан игумении Знаменско-Мариинского женского монастыря в Яранске. В начале 1920-х – лишена гражданских прав. В 1921 – подвергалась аресту за «контрреволюционную деятельность», но не была осуждена. После закрытия монастыря проживала в Яранске. 16 февраля 1932 – арестована в Яранске как «участница контрреволюционной организации "Истинно-Православная Церковь"». Обвинялась также в том, что «вела по заданию организации контрреволюционную работу среди населения». 14 августа 1932 – приговорена к 3 годам ссылки в Казахстан.
.....................................................................................................
ИВАНОВСКИХ Антоний Киприянович (Куприянович), родился в 1868 в деревне Верхний Ардяж Мамадышского уезда Казанской губ., в крестьянской семье. В 1880 – окончил трехклассную сельскую школу, позднее – самообразование. В 1900 – поступил в Спасо-Орловский мужской монастырь в Орлове Вятской губ., в 1902-1915 – насельник Благовещенского Супральского монастыря в Белостокском уезде Гродненской губ. Принял монашеский постриг. С 1915 – монах в Высоко-Петровском монастыре в Москве; с ноября 1917 – монах Спасо-Орловского мужского монастыря в Орлове Вятской губ. В мае 1919 – арестован как заложник, через шесть месяцев освобожден, вернулся в обитель; посвящен в сан иеромонаха, позднее – возведен в сан игумена, служил в Спасской церкви. 24 марта 1930 – арестован и заключен в тюрьму. 27 апреля 1930 – приговорен к 3 годам ссылки и отправлен в Березниковский район Северного края. В июне 1933 – освобожден из ссылки, вернулся в Халтурин (Орлов), В 1937 – содержался под стражей две недели. 29 января 1940 – арестован и заключен в тюрьму; обвинялся в том, что «систематически проводил а<нти>советскую клеветническую агитацию против колхозного строя, по поводу материально-бытового положения трудящихся СССР. Клеветал на руководство ВКП(б) и членов Советского правительства, восхвалял царский монархический строй, высказывал клеветнические измышления против коммунистов и пораженческие взгляды в отношении СССР». На судебном заседании 4 мая обвиняемый А. К. Ивановских показал, что «следователь В. угрожал выколоть глаза, в результате чего мною были даны показания с признанием вины». 7 мая 1940 – приговорен к 8 годам ИТЛ и отправлен в лагерь
............................................................................................
Протоиереи, священники, иеромонахи
АЛЬПОВ Иван Васильевич родился в 1878 в селе Владимирское Котельнического уезда Вятской губ., в семье псаломщика. Окончил четыре класса начальной школы. Проживал в Вятке, до революции служил в учреждении в чине коллежского регистратора. В 1920-х – посвящен в сан диакона, позднее – в сан священника, служил в церкви села Макарье Вятской губ. 28 сентября 1929 – арестован как «активный участник контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"». 3 февраля 1930 – приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в лагерь. В 1934 – после освобождения вернулся на родину, служил в церкви села Ильинского Макарьевского района. В марте 1936 – арестован как «участник нелегальной контрреволюционной организации "Истинно-Православная Церковь" на территории Кировского края». 27 октября 1936 – приговорен к 5 годам ИТЛ и отправлен в лагерь.
АНДРЕЕВСКИЙ Иван (Иларион) Ардалионович, родился в 1878 селе Пухово Острожского уезда Воронежской губ., в семье священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию. С 1901 — в Благовещенском Митрофановском монастыре, секретарь при архиепископе Анастасии (Добрадине), в 1913 — после его смерти перешел к архиепископу Тихону (Никанорову). Рукоположен во пресвитера, возведен в сан протоиерея. Служил в Рождественской, затем — в Вознесенской церкви в Воронеже, в 1922 — с приходом обновленцев был изгнан из храма. Не раз привлекался к следствию. С 1925 — духовник у раскаивавшихся иереев-обновленцев, продолжил служение в Вознесенской церкви. 10 мая 1928 — арестован как «сторонник епископа Алексея БУЯ и активный участник антисоветской агитации». 31 августа 1928 — приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. В июне 1929 года содержался в местечке Канимех (Кенимех) – возле станции Навои (Узбекистан). Постановлением от 12 октября 1931 — на 3 года лишен права проживания в 12 пунктах. Проживал в Тамбовской области. В сентябре 1940 – арестован, как «руководитель контрреволюционной группы церковно-монашествующего элемента». 22 марта 1941 – приговорен в Тамбове к 8 годам ИТЛ. Весной 1946 – содержался в Сиблаге (Кемеровская обл., Мариинск, БАИМ (инвалидное отделение). С июня 1949 – в ссылке на поселении в инвалидном доме в поселке Агул Ирбейского района Красноярского края. В 1956 – вернулся в Воронеж. Иеромонахом Анувием (Капинус) был пострижен в мантию с именем Иларион. 26 июня 1961 – скончался.
АНИСИМОВ Леонид Семенович родился в 1881 в городе Глазове Вятской губ. Получил среднее духовное образование. Посвящен в сан диакона, позднее – в сан священника. В середине 1920-х – проживал в деревне Коростели Зуевского уезда, служил священником кладбищенской церкви села Малая Суна Вятского округа. 3 марта 1930 – арестован как «руководитель группы реакционных церковников-викторовцев»; обвинялся также в том, что «среди верующего крестьянского населения вел агитацию и пропаганду против организации коммун и колхозов с целью отвлечения населения от вступления в таковые». 29 апреля 1930 – приговорен к высшей мере наказания и 24 мая расстрелян.
........................................................................................
Монашествующие
Данные о монашестве – согласно обвинительных заключений.
Монахи
АРКАДЬЕВ Лев Ильич, родился в 1899 в Санкт-Петербурге, в семье священнослужителя. Проживал в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинграде), служил псаломщиком в местной церкви. 27 декабря 1930 – арестован, 13 апреля 1931 – приговорен к 3 годам ИТЛ и 24 апреля отправлен в Кемский лагерь. В 1933 – освобожден из лагеря и выслан на 3 года в Архангельск. Здесь или в заключении принял монашеский постриг. Весной 1934 – по предложению ссыльного священника Павла Питиримова выехал в село Кугушерга Яранского района, служил псаломщиком в местной церкви. 8 мая 1935 – арестован и отправлен в Яранскую тюрьму. 15 февраля 1936 – ввиду недоставки его на судебное заседание слушание его дела было отложено, «а впоследствии выделено в особое производство».
............................................................................................
ФИЛИППОВ Петр Митрофанович, родился в 1884 в деревне Пермеж Кочкуровского уезда Нижегородской губ. Поступил в мужской монастырь, позднее принял монашеский постриг, служил в монастыре. После закрытия монастыря проживал в Касимовском районе Рязанской области. 15 июня 1933 – арестован по групповому делу. 4 ноября 1933 – приговорен к 10 годам ИТЛ и отправлен в лагерь.
.................................................................................................
Монахини
АКАТЬЕВА Евдокия Васильевна, родилась в 1883 в деревне Сутяга Халтуринского уезда Вятской губ. Получила начальное образование. Поступила в Арбажский женский монастырь, позднее приняла монашеский постриг, служила в монастыре. В начале 1920-х – лишена гражданских прав, продолжила служение в монастыре; после его закрытия вернулась в Вятку, работала сторожем Воскресенского собора. 29 октября 1929 – арестована как «участник контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"». 3 февраля 1930 – приговорена к 3 годам ссылки и отправлена в Северный край.
..........................................................................................
АТАМАНОВА Мария Марковна, родилась в 1897 в Малопургинской волости Сарапульского уезда Вятской губ., в крестьянской семье. Получила начальное образование. Поступила в женский монастырь, позднее приняла монашеский постриг, служила в монастыре. В начале 1920-х – лишена гражданских прав, после закрытия монастыря находилась на нелегальном положении, скрывалась в лесу. 20 мая 1931 – арестована как «участница Удмуртского филиала контрреволюционной церковно-монархической организации Истинно-Православная Церковь"»; обвинялась также в том, что была также «участницей повстанческой группы, находившейся на нелегальном положении в лесу». 19 января 1932 – приговорена к 3 годам ИТЛ и в феврале отправлена в Вишерла.
..........................................................................................
Миряне
АЛЕБАШИН Василий Григорьевич, родился в 1884 в селе Воздвиженское Макарьевского уезда Нижегородской губ., в крестьянской семье. Получил начальное образование. Проживал в селе Воздвиженское, занимался сельским хозяйством. Служил в русской императорской армии рядовым в 161-м полку в Могилеве, в 1914 – на фронте рядовой, попал в плен и отправлен в лагерь военнопленных в Австрии. В 1917 – освобожден из плена, вернулся в родное село Воздвиженское, занимался сельским хозяйством, в начале 1920-х – крестьянин-единоличник, в 1930 – лишен гражданских прав; весной 1931 – обложен налогом на мясозаготовки. Женат, в семье – трое детей. 26 апреля 1931 – арестован как «активный участник контрреволюционной группы истинно-православных христиан нелегального монастыря "Викторовской ориентации"». 2 октября 1931 – освобожден из тюрьмы с зачетом срока предварительного заключения, дело прекращено.
............................................................................................
СУНГУРОВА Анастасия Алексеевна, родилась в 1891 в деревне Жуковы Яранского уезда Вятской губ. Грамотная. Проживала в родной деревне, занимался сельским хозяйством, Крестьянка-единоличница. С 1939 – участница тайных богослужений ИПЦ, странствовала. 3 июня 1942 – арестована как «участница контрреволюционной церковно-монархической организации "Истинно-Православная Церковь"». 22-25 сентября 1942 – приговорена к высшей мере наказания. 20 ноября расстрел заменен на 10 лет ИТЛ и отправлена в лагерь.
...............................................................................................