Моя статья. Опыт Тюремной Антропологии
тираж 80 экз.
Тюремные воспоминания одного из фигурантов политического дела «Черного Блока» знакомят читателя с бытом и внутренним миром московского СИЗО конца 10-х годов ХХI века. Мир «по ту сторону жизни» состоит из невероятного множества разных и непохожих друг на друга людей, которые волею судьбы оказались заключенными в одних стенах, где всем им приходиться уживаться друг с другом, несмотря на все противоречия и конфликты. Автор книги, составивший им компанию не по своей воле, подробно описывает окружающее его бытие, не обходя стороной и самое главное составляющее тюрьмы — человека, со всеми его переживаниями, переменами, парадоксами, светом и грязью, взлетами и падениями.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...........................................................................................5
Пролог......................................................................................................7
Задержание...........................................................................................14
Петровка...............................................................................................37
Басманный суд....................................................................................43
Паша......................................................................................................52
Приезд на Водник. Карантин №4...................................................66
Спецблок №604...................................................................................89
Матросская Тишина. Карантин....................................................103
х232......................................................................................................115
Дом высокой культуртуры быта..................................................127
Первая продленка.............................................................................152
х419......................................................................................................158
Бездна...................................................................................................180
Краткая справка о Матросской Тишине.....................................191
х434......................................................................................................194
Выезд на ИВС....................................................................................235
Исламист и чухан..............................................................................258
Новые соседи.....................................................................................267
Настоящий полковник....................................................................276
Ознакомка...........................................................................................282
Дело 212..............................................................................................292
Ограничение......................................................................................302
Директор и Экстрасенс...................................................................309
Эпилог..................................................................................................344
Домой...................................................................................................335
Послесловие
Епископ Зигфрид (Нахтигаль Ф.А.) Жить не по лжи................................................................................348
Размышления
Религиозный кризис России..........................................................358
Тюрьма уравнивает..........................................................................368
Тюрьма литературная......................................................................380
Тюрьма и школа................................................................................387
Словарь................................................................................................398
Предисловие автора
Приветствую тебя, читатель. И благодарю за то, что взял в руки данную книгу и решил уделить время моему небольшому вкладу в жанр тюремной литературы.
Прежде всего стоит сказать, что это за книга, что тебя в ней ждет, из чего она состоит и зачем вообще написана.
Скажу сразу — я терпеть не могу пафос, если прожитый опыт ему не соответствует. Поэтому начну я пожалуй с того, чего в данной рукописи нет. Вы не найдете здесь подробнейших и шокирующих деталей «всей сути кровавого режима» и «проклятой гулаговской системы». Автор, слава Богу, просидел всего 1,5 года в спецблоке одного из СИЗО города Москвы; города, который и в жизни вольной является отдельным государством, не говоря уже о жизни тюремной. Я даже до зоны не доехал, что является невероятной редкостью среди тех, кто все-таки попал в тот самый мир, существующий за колючей проволокой. Скажу честно, мне хватило, 1,5-2 года самое то, больше не надо.
Много раз я ловил себя на мысли, зачем вообще писать эту книгу? Я искренне считаю, что после того пережитого и описанного опыта, что нам оставили такие титаны пера как Александр Солженицын и Варлам Шаламов, пытаться что-то комплексно добавить или «сказать новое слово» про суть нашей родной пенитенциарной системы — либо жалкая попытка, либо просто повтор довольно избитых тем. Но все же, в итоге я решил внести и свою лепту в общую библиографию жанра «тюремной литературы», одновременно тем самым и закрыть эту невольную страницу своей жизни, выплеснув ее на бумагу. Мои небольшие заметки и истории были оценены довольно высоко в кругу друзей и знакомых, после чего я и решил создать полноценное описание моего небольшого пути «по ту сторону жизни», которое вполне может стать источником по истории московской тюрьмы конца 10-х годов ХХI века. Так сказать, не дать утонуть бесчисленным заметкам на просторах интернета и чатов в телеграме, а облачить это все в цельный законченный текст. К тому же, буду честен, я просто задолбался рассказывать о своей отсидке каждому, кто про нее спрашивает, так что пишу эту книгу, дабы больше не повторяться. Бери книгу и читай.
Тюрьма — место крайне однообразное. Проходят годы, эпохи, меняются режимы, но в целом декорации и быт в невольной жизни статичны и кардинально не меняются. Тем не менее каждая книга про тюрьму читается по-своему. Каждый вносит свое видение и свой опыт. Потому постарался его рассказать и я своими глазами и своим пером.
Еще в самый первый месяц своего заключения я понял, что главное в тюрьме — это человек. Тюремная система состоит из них, выдернутых из обычной жизни людей, поставленных в совершенно новые условия, где люди против своей воли вынуждены жить с другими людьми, в то время как те же люди, только в серой камуфляжной форме, ими командуют. Именно люди помогают друг другу, сочувствуют, выручают и в то же время прессуют, издеваются, уничтожают морально и физически. Все мы с виду похожи — две руки, две ноги, одна голова, но у каждого разная и неповторимая душа, которая и переживает состояние неволи по-своему уникально. Внешняя скованность и однообразная рутина заставляют устремиться в сторону внутреннего, если оно имеется в наличии.
Я не ставил целью в этой книге состряпать из себя образ несломленного героя или пламенного революционера, а честно описал все свои ошибки, как практического, так и духовного характера. Может быть это кому-то поможет, хотя и не хотелось бы видеть кого-либо из моих читателей в тех местах, стоящих перед такими же проблемами и дилеммами, которые встретились мне на моем пути. В этой книге я и постарался раскрыть главным образом человека — со всеми его переживаниями, переменами, парадоксами, светом и грязью, взлетами и падениями.
Также в моем труде можно встретить довольно жесткие оценки тех или иных событий, идеологий и людей. Понимаю, что большинство населения любит реверансы в сторону тех или иных идолов, идей и систем, но никакого смысла писать книгу, скрывая что-либо и завуалируя острые углы своего мировоззрения, я не вижу. Все, что я написал, является моим искренним мнением. Намного лучше иметь множество противников и недоброжелателей, чем нравиться всем без исключения — крайне отвратительное качество "человека толпы".
На примере своего уголовного дела я покажу несведущим то, насколько наша страна погрязла в беспределе в части судебно-уголовной системы. К сожалению, заверю читателя, что страна находится буквально в шаге от повторения сталинистской эры, а миазмы человеческой трусости и подлости, обильно возросшие в СССР, никуда не делись. Болезнь лишь временно была заглушена, но как только прошло время, так сразу же начала разрастаться с новыми силами.
Напоследок я должен сказать и пару слов о стилистике моей книги. Так как я не считаю данный труд каким-то новым откровением в русской литературе и тем более не ставлю его на один уровень с русской классикой, то я допустил немалое количество ненормативной лексики в тексте. В том числе и потому, что я являюсь сторонником реализма в художественной литературе, а в реальности в российской мужской тюрьме в XXI веке разговаривают далеко не так, как говорили ссыльные интеллигенты в сталинских лагерях. Впрочем, мат был опущен там, где он не имеет никакого смысла, и оставлен в тех местах, где он уместен для усиления экспрессии.
Изначально я хотел написать в предисловии список из всех людей, кто мне хоть как-то помог или не остался чужд моей беде, за все время отсидки. Однако только за пару минут я бегло насчитал около 40 человек. Так что, чтобы никого не обидеть, случайно позабыв, я просто поблагодарю всех, кто мне помогал и поддерживал. Каждый знает свои дела. Отдельно лишь я выражаю безграничную благодарность моим отцу и матери — с их поддержкой, заботой, переживаниями и количеством потраченного на меня бабла за время всей этой истории не сравнится никто даже и близко.
Желаю вам приятного чтения и, желательно, изучение тюрьмы лишь по книгам, а не на своем опыте, в столь непростые для нас времена.
Все персонажи вымышлены, совпадения случайны.
Москва, Декабрь 2020 г.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТЮРЬМЫ
/Артемий Воробьёв. Моя статья. Опыт Тюремной Антропологии. — М., 2021. — 447 с./
Поздно ночью затихнет наш барак после шмона,
Мирно спит у параши доходяга-марксист;
Предо мной не икона, а запретная зона,
А на вышке маячит недобитый чекист
(Из лагерной лирики 40-50 х гг.)
С неким нашим добрым знакомым, в позднесовецкое время бывшим «полу-диссидентом», ныне же – пенсионером, недавно произошёл следующий примечательный случай. В метро ему довелось столкнуться со своим однокашником по студенческой поре, пришедшейся на годы позднего Совка. Однокашник пошёл в КГБ, дослужился там до генеральских погон, ныне, конечно, тоже пенсионер (назовём его, по-есенински, Чекистов). Сии двое не виделись аж с 1985 года, но гебист (вот что значит, «намётанный глаз»!) выцепил из толпы пассажиров мосметро именно своего давнего-предавнего одногруппника. Поговорив о том о сём, «за жизнь», в конце общения Чекистов сказал: «До Нового года ещё далеко, а вот до нового 37-го гораздо ближе… Усвой сам и передай своим друзьям»…
Скорее всего «недобитый чекист» брал на понт – решил пугануть «врага народа»… Мы не очень-то верим в «новый 37-й», для сего потребен иной уровень «идеологической одержимости» у современных чекистовых. Их главный интерес – бабки, а не какие-то «идеи», хотя «лить кровушку» им не западло, и некий «точечный террор» очень даже возможен (да он уже и идёт вовсю – БАБ, Литвиненко, Скрипаль, Немцов… и далее «по списку»). Интереснее другое: 37-й это неотъемлемый элемент именно «совецкой системы». И ежели сегодняшний «Чекистов-на-пенсии» стращает «врага народа» именно 37-м, то спрашивается: в «какой стране», при «каком режиме» мы живём? Совдеп, вроде как, крякнулся в 1991-м году? Или, всё таки, «не совсем»?...
Ответы на сии вопросы даёт незаурядная книга Артемия Воробьёва «Моя статья». Автор ея – молодой активист Русского Национального Движения, попал в тюрьму по «нашумевшему» делу т.наз. «Чёрного блока» («дело» сие, хоть и «громкое», да шито «красными нитками», но се – отдельный вопрос). А.Воробьёв дал своему труду подзаголовок: «Опыт Тюремной Антропологии», что нельзя не признать крайне точным… Тюремные воспоминания А.Воробьёва, по его собственной аттестации, «знакомят читателя с бытом и внутренним мiром московского СИЗО конца 10-х годов ХХI века. Мiр «по ту сторону жизни» состоит из невероятного множества разных и непохожих друг на друга людей, которые волею судьбы оказались заключёнными в одних стенах, где всем им приходиться уживаться друг с другом, несмотря на все противоречия и конфликты. Автор книги, составивший им компанию не по своей воле, подробно описывает окружающее его бытие, не обходя стороной и самое главное составляющее тюрьмы — человека, со всеми его переживаниями, переменами, парадоксами, светом и грязью, взлётами и падениями».
Автор обладает острым умом, наблюдательностью, и талантом излагать свои умозаключения и наблюдения хорошим литературным языком. Временами, правда, язык автора, и не «вполне литературный» (не в смысле мастеровитости изложения, а в смысле его «обсценности»), но того, очевидно, требует сам «материал повествования»… Несмотря на то, что в общем массиве Русской Литературы лагерно-тюремный сегмент огромен и представлен литературными «звёздами первой величины» (Ф.Достоевский, А.Солженицын, В.Шаламов, Э.Лимонов и т.д.), автору, несомненно, удалось высказать «своё слово» в данной теме… В экстремальной ситуации, как на войне или в тюрьме, с человека спадают всякие «социальные маски» и остаётся его «самое само». В тюрьме едва ли возможно «притворяться», там ты вынужден «быть тем, кто ты есть». В этом – антропологическая значимость Тюрьмы. Но есть тут и значимость социологическая – ибо всё преждесказанное можно перенести на уровень Государства. При воззрении на «карательную» и «пенитенциарную» подсистемы Государства – также спадают все «идеологические маски» и изобнажается его суть. С такой ясностью, какой, пожалуй, не достигнуть, изследуя «природу Режима» в других «плоскостях»… И вывод о сей «природе» из феноменологического антропо-социально-литературного изследования Артемия Воробьёва следует однозначный – пред нами всё тот же, совецкий ГУЛАГ, сохраняющий все свои «родовые черты», несмотря на поменявшиеся «знаки и возглавья». Никого да не обманет вывеска «ФСИН», это ГУЛАГ, и се – не «митинговый лозунг», а холодный аналитический вывод изследователя, побывавшего «внутри Системы». А стало быть, и природа этого Режима, и этого Государства – всё та же, старая-недобрая Советская, несмотря на всех двоеглавых Орлов и «триколоры»… Право же, приходит мысль, было бы куда лучше, и «честнее», ежели бы «Режим» (хорошее слово, напоминающее одновременно, и про «Власть», и про «тюремный режим») здешней Большой Зоны вернул бы «Железного Феликса» на Лубянку, поснимал всех двоеглавых Орлов с «триколорами», заменив на пентакли с кумачом… Вот тогда бы «лжи» и «соблазнов» в отношении «режима» РФ-ии стало меньше, и «форма» стала бы полностью соответствовать содержанию (да и «оппонентам режима» враз стало бы «полегче»). Примечания достойно, что не только вникание в феноменологию Тюрьмы позволяет познать «суть» Режима, но и вникание в феноменологию официозной «Церкви». Автор посвящает некоторое место в своём труде и данному вопросу (особливо в главе «Религиозный кризис России»). «Церковь вертухаев и стукачей», МП, практически без изменений сохранившая в себе «ген» своего истинного основателя, но не Господа Исуса Христа (ежели кто, не ровён час, «подумал»), а товарища Сталина (он же и тот, кто сообщил свой «ген» ГУЛАГУ) представляет собою, ежели перефразировать слова А.Блока, чудовищную помесь «чекистской епитрахили и поповского нагана»… Несмотря на то, что в краткий по историческим меркам период 90-х гг, когда казалось, что Совдеп получил «смертельный удар» и разсыпается в прах, мы стали свидетелями «чекистского ренессанса» 2000-х, когда все совковые «псы» вернулись на свою «блевотину» (2Петр. 2, 22). Помимо Блока, уместно процитировать социологическую «поэму» Юдика Шермана (К.Крылова) «про чудищ» нео-совецкой РФ-ии:
Чудище люто, реально, конкретно, садюжно, и лайяй!
- Посвящается российским силовикам и гебистам
Чудище сладко, поюще, служиво, гебняво и лайяй!
- Посвящается РПЦ МП
(«Введение в современную Россию»).
Картина, рисуемая А.Воробьёвым довольно безотрадна… Однако, как уверяет автор в Эпилоге своего труда: «я буду честен и потому не только пессимистичен. На своём пути я встретил не только подлость и трусость. Не раз я встречал людей, которые сражались до конца, ничего не признавали, не шли ни на какие сделки, никого не оговаривали, а мало того, ещё и помогали друг другу. А значит есть всё же остатки "недобитых генов", есть та, другая Россия, которая не признаёт "Россию краснопёрую", которая до сих пор живёт и дышит, чьи духовные предки — мученики, чьей кровью обильно окропилась наша земля в ХХ веке. Эта Россия, получая удар за ударом, обливаясь кровью, всё ведёт и ведёт свою битву не на жизнь, а на смерть, с той, "Красной Россией", что давит, лжёт, сажает, прессует, убивает. Быть может, когда-нибудь, всё же наша Россия, Россия Истины, победит. Честно, с годами моя вера в это сильно поуменьшилась, однако, это не означает, что за эту Россию не стоит бороться. "Совершай неизбежное действие, оно лучше бездействия". Впрочем, всё в руках Бога».
Конечно, согласимся с автором, надежды на то, что взамен Большой и Малой Зоны Совдепии и Нео-Совдепии-РФ «всплывёт» из-под вод Светлояра икона Святой Руси, а Русские Недобитки «перемогут» недобитых чекистов – изчезающе малы… Однако, паки согласимся с ним, из сего отнюдь не следует, что Борьба «за это» не нужна… Всё, в конечном счёте, в руках Божиих. И «не даётся Чудо тому, кто не усиливается ему навстречу» (А.Солженицын).