Эта книга была начата еще несколько лет назад, когда, получив фотокопии из 20-томного следственного дела «Контрреволюционной организации церковников, именовавших себя Истинно-Православной Церковью, на территории Украины», мы приступили к их расшифровке. Материалы по этому делу стали известны еще в 1990-х годах и частично были изучены по тем выпискам, которые тогда удалось получить из киевского архива. Их фрагментарность не позволяла досконально исследовать это грандиозное дело,но общийобзор былпроизведенипредставлен в одной из самых первых книг (Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и воды слез…). К нему были прибавлены и материалы по другим следственным делам 1930–1950-х годов, а в дальнейшем и воспоминания очевидцев и участников событий.
Не говоря об этих замечательных свидетельствах, даже и сухие архивные документы производили неизгладимое впечатление, раскрывая картину мощнейшего исповеднического движения, охватившего огромные территории Советской Украины. Пожелтевшие страницы пухлых томов, укомплектованных и запрятанных в киевском центральном архиве КГБ, вобравшем в себя материалы многих местных его отделений по УССР, открывали (как такие же многотомники в областных архивах сего карательного ведомства по всему СССР) десятки имен священнослужителей и сотен монашествующих и мирян, мужественно противостоявших приспособленческой сергианской политике, обрекавшей Церковь на подчинение безбожной власти, и за это претерпевавших жесточайшие гонения: тюрьмы, лагеря, ссылки, голод, холод, всяческие лишения и унижения, вплоть до мученической кончины в застенках или на каторжных работах.
В документах гонителей звучали их голоса. Как это ни удивительно, но память о новых христианских мучениках и исповедниках сохранилась вопреки всем замыслам богоборческих властей, открыто заявлявших и на деле осуществлявших свои «ликвидационные» цели по уничтожению религии и верующих, наипаче священнослужителей. Несмотря на стремление совершенно изгладить память о святых и о Боге (достаточно вспомнить планы второй безбожной пятилетки, согласно которым имя Божие должно было быть забыто на всей территории СССР), не только имена мучеников, но и само их мужественное исповедание было документально зафиксировано, и хотя под секретным грифом, но хранилось десятилетиями, да еще как! «Хранить постоянно» — была отметка на папках, а на многих даже — «Хранить вечно» *1. По прошествии десятилетий оно стало известно, когда ненадолго были рассекречены и приоткрыты ведомственные архивы. Их уникальные документы явили собой яркое свидетельство о христианском подвиге православных пастырей и мирян, настоящих православных, не на словах, не по внешней атрибуции, а по внутреннему своему убеждению верующих людей: и живших по вере своей, и на смерть готовых за веру.
Не случайно онисталиименоваться«истинно-православные». Это те самые истинные воины Христовы, о которых писал в одном из своих последних писем священномученик Дамаскин (Цедрик), епископ Глуховский, викарий Черниговской епархии: «Совершается суд Божий над Церковью и народом русским. Ныне отняты пастыри от пасомых именно для того, чтобы перед лицом суда каждый совершенно самостоятельно избрал путь свой — ко Христу или от Христа, причем и пастыри судятся как рабы. Совершается отбор тех истинных воинов Христовых, кои только смогут быть строителями нового здания церкви, которые только и будут в состоянии противостоять самому зверю, времена же приблизились несомненно апокалипсические» *2 .
Осознание наступления последних времен и особенная духовная чуткость были характерны для всех истинно-православных, хорошо понимавших всю сложность ситуации. Как писали будущие петроградские исповедники:
«Такого положения Церкви, в каком находится в настоящее время Русская Православная Церковь, во всей мировой истории еще не было, ибо не было на свете такого государства, кроме кратковременной французской революции, которое имело бы своей конечной целью уничтожение всякой религии на земле и которое борьбу со Христовой Церковью ставило бы в такую плоскость, при которой, не вводя никакой новой ереси церковного характера, старалось бы Церковь подчинить своему влиянию и лишить ее той внутренней свободы, которая дарована ей ее Небесным Основателем Христом Господом» *3 .
В этих условиях ожидалось, что Собор Русской Церкви «должен составить особые правила, которыми на будущее время ограждалась бы внутренняя свобода Церкви от подчинения ее идеям антихристианского правительства» и «которые определяли бы правильное отношение Церкви к такому государству, которое ставит своей конечной целью борьбу с Богом и Его властью в сердцах народа. Такие соборные определения Русской Церкви будут иметь руководящее значение для всего мира во времена эсхатологические».
Несмотря на то что никакого настоящего, подлинного Собора не состоялось и не могло состояться под властью советского безбожия, соборные определения все-таки были ясно выражены. Если и не в привычных соборных формулировках, то в письменных трудах, проповедях и даже в протоколах допросов новомучеников и исповедников. Так, в самой их жизни и страдальческой кончине прозвучал соборный голос Русской Православной Церкви. И как важно, чтобы он был услышан, особенно теперь! Ради этого главным образом и была задумана наша серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти». Как указывалось в предисловии к первой книге в 2006 году:
«Именно поэтому сегодня жизнеописания новомучеников имеют столь важное значение. Во-первых, в плане историческом, как дань уважения их памяти, ибо само по себе почитание мучеников душеполезно и поучительно….
Во-вторых, в плане определения настоящего и будущего пути Русской Православной Церкви в нынешнем апостасийном мире, когда вопрос ограждения Церкви от подчинения антихристианским силам и сохранения ее внутренней свободы, несмотря на прекращение открытых гонений, не потерял своей актуальности.
Приступая к изданию серии, мы намереваемся опубликовать жизнеописания священномучеников, а также монашествующих и мирян, пострадавших от богоборческой власти за отстаивание церковной свободы. Сейчас важнее всего из первых уст услышать подлинное церковное свидетельство об истинном пути пастырей и верных чад Русской Церкви в условиях жестоких богоборческих гонений, а также донести до читателей их живые голоса» *4 .
Насколько возможно, мы старались это делать, тщательно разбирая материалы следственных дел и публикуя результаты нашей работы. При этом, как бы ни был ценен сам по себе этот источник информации (о многих православных мучениках и исповедниках это основной, а о некоторых и единственный), мы всегда помнили о его специфике. Запротоколированные показания, несмотря на то что завершаются подписями допрашиваемых, написаны следователями, а потому отличаются не только особой стилистикой, но и определенной направленностью. Как подписал один из протоколов митрополит Иосиф (Петровых), «записано с моих слов верно, но тенденциозно».
Бывают и собственноручные показания, которые написаны не в тошнотворном чекистском стиле и в какой-то мере отражают характер и настроение писавшего. Но и они ониотнюдь не исповедь и не мемуары для потомков. Только представить, где и когда они писались вырванным из привычного ритма свободной жизни арестантом или измученным тюремным узником!
А уж когда его слова заносились в протокол допроса твердой чекистской рукой!.. Одни и те же факты, рассказанные обвиняемым архиереем, священником или монахом, в изложении безбожника-следователя неизбежно приобретали определенную «окраску» или звучание, ту самую «тенденциозность», даже при отсутствии у следователя намерения их исказить или подтасовать, что, надо заметить, бывало весьма редко. Как правило, результаты следствия были заведомо известны, и задача следователя состояла не в выяснении истины, а в «выбивании» нужных показаний из подследственных, которые фактически сразу же после ареста считались обвиняемыми и осужденными.
Поэтому при изучении материалов следственных дел мы всегда учитывали специфичность и «тенденциозность» данного источника. И при составлении жизнеописаний мучеников и исповедников не только опирались на него, но и привлекали всевозможные другие источники. Насколько нам это удавалось, могут рассудить читатели наших книг по Петроградской, Вятской, Московской, Казанской епархиям, Черноморью и Кавказу и сопредельным с ними областям *5 .
То же самое необходимо было проделать и в отношении материала по Украине. Но здесь масштабы исповеднического движения, не только не уступавшего, а порой и превосходившего даже самые многочисленные из антисергианских (как, например, иосифлянское Северной столицы и викторианское Вятской епархии *6 ), поражали и заставляли осознавать непосильность сей колоссальной задачи и отлагать ее на время, чтобы, завершив начатые нами темы, собраться с силами и взяться за ее исполнение. К тому же неудовлетворительное качество значительной части фотокопий 20-томного следственного дела, так же как фрагментарность и небрежность выписок 1990-х годов, создавало неимоверные трудности чисто технического характера. Мало того что требовалось напряжение при работе с цифровым материалом, многие фото оказались нерезкими и размытыми, порой совершенно нечитабельными. Причем именно в важных протоколах допросов или в документах, составленных исповедниками, в то время как ворох ненужных справок и дублирующих бумажек был отснят аккуратно и передан в тяжеловесных гигабайтных папках. (Но, увы, вообще отсутствовали некоторые уникальнейшие документы, которые более всего интересовали: то ли их не заметили, то ли они из дела исчезли, несмотря на упоминание о вещдоках, как, например, знаменитая работа епископа Василия Зеленцова.)
Таким образом, не обладая исчерпывающей информацией по следственному делу, мы надеялись многое еще уточнить и выяснить. Полагали, что в обычном спокойном ритме будем продолжать нашу серию и по мере углубленного изучения и максимального привлечения материала составлять такие же книги, как и прежде. Понятно, что подобная работа рассчитана не на один год и не на одного человека.
Однако в нынешних реалиях, когда не остается ни времени, ни людей, ни возможности для спокойного исследования и размышления, приходится поторопиться и опубликовать то, что имеется на сегодняшний день, не теряя надежды, что эта работа продолжится, если не нами, то другими исследователями и почитателями новомучеников. Если будет на то Божия воля и продлятся еще дни сего земного мира, важно, чтобы о новомучениках узнавало как можно больше людей и, почитая их, назидалось примером их жизни и подвига и находило ответы на самые острые и сложные вопросы современного бытия. А если же дни сего мира сочтены, то тем более важно знать о новомучениках и, преклоняясь пред их подвигом, обрести их молитвенную помощь, дабы удостоиться встречи с ними и со Господом уже там, в лучшем мире, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная», точнее вечная.
* * *
Работа над книгой осуществлялась в рамках программы Научно-Информационного и Просветительского Центра «Мемориал» — «Репрессии против духовенства и мирян в период 1918–1953 годов». Большая благодарность Совету НИПЦ за решение о материальной поддержке работ по макетированию данной книги.
Эта книга и долг памяти нашему незабвенному другу Фрэнсису Грину, отошедшему в мир иной 13 мая 2022 года. Во всех наших книгах мы неизменно повторяли одну и ту же скромную благодарность: «Особая признательность Фрэнсису Грину, без дружеского участия и постоянной поддержки которого была бы невозможна многолетняя работа в архивах и подготовка к изданию данной книги». В этих простых словах выражена самая суть: только благодаря милости Фрэнсиса оказалась возможной многолетняя работа в архивах (не на один-два года, а более чем на четверть века), позволившая открыть и исследовать массу документов и вернуть из забытия тысячи имен репрессированных, и в их числе сотни имен православных мучеников и исповедников, а также издать 19 книг по истории гонений на духовенство и мирян Истинно-Православной Церкви.
-----------------------
*1 Как вспоминал Алексей Петрович Арцыбушев, осужденный по церковному делу 1946 года «Антисоветской церковной, подпольной организации, ставившей себе целью свержение Советской власти и восстановление монархии в стране»: когда в тюрьме на Лубянке ему объявили об окончании следствия, то позволили ознакомиться со следственными материалами. «Вносят двадцать томов, двадцать пухлых папок. На всех — "Хранить вечно". "Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза". Не сомневаюсь, и Маяковский рано или поздно читал бы такие, если б не застрелился!..»
«Так на одном безобидном, добром, сострадательном, бездомном человеке, не имеющем и не несущем зла, а одно добро, веру и молитву, следствие накрутило двадцать душ. Двадцать преступников, ставящих себе целью "свержение" и "восстановление"…»
«…За зло платят, награждают звездами и орденами, высший из которых орден Ленина. Следователи получали свои "гонорары" за каждую привязанную душу, ордена и кресла за "организации", "партии" и всевозможные "подполья", ставящие своей целью "свержение власти". Высасывая из пальцев обвинение, строились многотомные дела с красной надписью по диагонали — "Хранить вечно"! Вот как оно, это зло, намеревается существовать — не долго, а вечно!» (Арцыбушев А. П. Милосердия двери. М.: Артом-Медиа, 2009. С. 344–345, 324–325).
*2 Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 316–317.
*3 Беседа двух друзей // Православная жизнь. 1999. № 6. С. 27.
*4 Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды. СПб.: Кифа, 2006. С. 6–7.
*5 Их перечень помещен в конце книги.
*6 Вятская епархия имеется в виду в ее дореволюционных границах, когда она, как и губерния, включала в себя территорию нынешней Кировской области, большую часть Удмуртии и Марий Эл, а также часть Нижегородской области.